Программа «Основы информационной культуры»

1. Паспорт программы

Цель программы: Формирование и развитие информационной культуры школьников как важнейшего компонента уровня образованности; совершенствование умения и навыков информационного обеспечения учебно-исследовательской работы и оформления результатов самостоятельной работы.

Задачи программы:

  • Освоить приемы и способы самостоятельного поиска информации;
  • Изучить и практическое использовать подготовки результатов самостоятельной учебной работы (написание сочинений и рефератов).
  • Научить учащихся пользованию всей имеющейся в библиотеке информацией;
  • Выработать навыки самостоятельной работы с книгой;
  • Приобщить к систематическому пользованию библиотекой.
  • Овладеть методами свертывания, переработки информации (выделения из текста главных ключевых слов);

Формы и методы реализации программы: игровые медиауроки и практические занятия по поиску информации.

Полученные или ожидаемые результаты: ускорение адаптации к процессу обучения старшеклассников в соответствии с требованиями современного образования.

Сроки реализации программы: 2010 — 2012 гг.

2. Обоснование проблемы

В условиях информатизации общества современная система образования призвана формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышения информационной культуры учащихся. Только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным информационным ресурсам.

Все мероприятия программы будут направлены на формирование информационной культуры:

  • обучение поиску информации с помощью каталогов и картотек;
  • обучение компьютерной грамотности и поиску информации в электронных базах данных ЦБ и открытой электронной библиотеке через Интернет;
  • обучение рациональной работе с книгой, ориентации в учебных, научных и справочных изданиях;
  • обучение аналитико-синтетической переработке информации (составление и написание рефератов, курсовых и дипломных работ).

Тематический план курса «Основы информационной культуры» для учащихся 9-11 классов, студентов техникума

Раздел 1. Информационные ресурсы и культура
1.1 Методы свертывания информации. «Как читать книги. Структура книги. Методы работы с книгой»- медиаурок Сущность понятия книга, структура книги, конспектирование, реферирование, дайджест. Реферат как метод научной работы, как способ аналитико-синтетической обработки информации. Основные этапы работы над конспектом. Шелест. Март
1.2  Библиотека — как система информационных ресурсов. «С информацией на «ты» — библ. медиаурок 9 классы   Март 
1.3  «От берестяных грамот до дисков» ( история источников информации) медиаурок 9 классы Март
1.4  «Храм мудрости и добра» 
(Древние библиотеки) медиаурок
9 классы Февраль
Раздел 2. Поиск информации
2.1 Понятие адресного, фактографического и тематического поиска информации. Игра «За сокровищами в страну слов» (справочные издания, словари русского языка)  10 классы  февраль 
«Книги обо всем на свете» игровая программа по словарям, справочникам, энциклопедиям 11 классы,
ТЭПК, ПУ-26
март
2.2 Традиционные каталоги и картотеки ЦБ Блиц-игра «Путешествие в страну СПА» (Методы поиска по каталогам) 10 классы апрель
Раздел 3. Информационнаякультура и новые информационные технологии.
3.1 «Электронный каталог ЦБ»:
Структура каталогов.
Поиск информации.
Практические задания.
11 классы январь
3.2 «Открытая электронная библиотека».
Поиск информации через Интернет.
Методика поиска.
Практические задания.
11 классы февраль
3.3  Система «Консультант Плюс».
Методика поиска информации в системе. 
Студ. техникума  октябрь 
3.4 Библиотечный урок «Ты и твоё право» «Как написать реферат, курсовую»- библ. Медиаурок Студенты декабрь

<< назад