Школа творческого чтения «Библионик»

В школе творческого чтения «Библионик» дети учатся быть читателями, умеющими полноценно воспринимать искусство слова, анализирующими художественный текст, сами становятся «маленькими писателями», способными выражать в слове свои впечатления, переживания.

Цель наших занятий – чтение должно стать для библиоников внутренней необходимостью, а  жажда общения с книгой должна сопровождать их всю жизнь.

В 2018 году встречи в школе творческого чтения «Библионик» продолжались. И встречи  эти были посвящены детским писателям – юбилярам.

Впервые знакомство с творчеством Алексея Николаевича Толстого - писателя большой русской души и огромного разностороннего таланта происходит еще в детском возрасте. Ведь именно для детей Алексей Толстой «смастерил из полена» того самого Буратино, взяв за основу сказку итальянского автора Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Озорной, добрый сказочный мальчишка, с которым постоянно происходят самые невероятные приключения, стал любимым героем ребят со всего света.

В Детской библиотеке с. Подгорного прошел литературный праздник, посвященный юбилею Алексея Николаевича Толстого и его сказке  «Золотой ключик или Приключения Буратино». К ребятам на литературный праздник пришли герои сказки – лиса Алиса  и кот Базилио. Они рассказали детям историю создания сказки,  интересные факты из жизни писателя, провели конкурсы и викторины «Узнай героя по описанию», «Герои и предметы сказки в загадках», «Кто это сказал?», «Удивительный кроссворд» и др.

Во время игры дети еще  больше узнали об этой замечательной книге и ее создателе, многие из присутствующих решили еще раз ее перечитать. Ведь она учит не унывать, дружить и верить в лучшее.

   Для учащихся 2-х классов в Детской библиотеке проведена литературная игра «Добрый волшебник Владимир Сутеев». Книжки этого писателя с иллюстрациями очень часто становятся первыми для многих малышей. Мультфильмы, снятые по его сценариям, не перестают завоевывать сердца маленьких зрителей. Веселые, добрые книжки В.Г. Сутеева знают и любят дети в разных уголках мира. Сюжеты сказок «Под грибом», «Разные колеса», «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Мышонок и карандаш»  просты и незатейливы, они понятны даже самым маленьким читателям. В ходе игры ребята отвечали на вопросы сказочной викторины, побывали в роли художников - иллюстраторов, нарисовав  кошку из сказки «Мышонок и карандаш», разыграли сказку «Под грибом». В конце мероприятия ребята пришли к выводу, что сказки Владимира Сутеева учат настоящей дружбе, порицают трусость, жадность и хвастовство.

«Талантливый человек», «Веселых детских книг творец», «Мастер улыбки»- все эти слова сказаны о Викторе Юзефовиче Драгунском, юбилей которого отмечается в 2018 году. Этому событию,  в   Детской библиотеке с. Подгорное  был посвящен  турнир для эрудитов «Денис Кораблев и его друзья».  В начале встречи ребятам рассказали о жизни и творчестве Виктора Драгунского, заслуженную славу которому принесли рассказы, написанные благодаря его сыну Денису, с которым случались всякие смешные истории. Наши читатели  узнали много интересного о веселом мальчике Дениске и решили, что «Денискины  рассказы» могут помочь каждому  немного посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки, зарядиться добрым смехом, получить удовольствие от прочитанного. Дети посмотрели видеоролики по рассказам  «Где это видано, где это слыхано», «Чики - Брык». После чего ребята с увлечением отвечали на вопросы «Денискиной викторины», разгадывали кроссворд,  приняли участие в конкурсах: «Шутки на полминутки», «Чей это портрет?», «Юные шифровальщики», «Верю – не верю», «Шарады от Дениски».  Дениска Кораблев был веселым и жизнерадостным и все наши конкурсы для ребят были такими же. Мероприятие прошло весело и интересно. Завершилась игровая программа пожеланием: «Если кому-нибудь вдруг станет грустно, нужно читать веселые и поучительные «Денискины рассказы».

 Ноябрь богат на юбилеи. 23 ноября у Николая Носова 110-летний юбилей со дня рождения. Его произведения – живые, настоящие, остроумные и захватывающие. Их очень любят юные читатели. Малыш Незнайка, смышленые Бобик и Барбос, Витя Малеев – эти и другие нестареющие задорные персонажи навсегда поселились в сердцах давно повзрослевших «детишек» и так же быстро завоевывают признание у современных ребят. По произведениям и сценариям Н. Носова снято множество художественных и анимационных фильмов. Учащиеся начальных классов после прочтения произведений Н.Носова были приглашены в Детскую библиотеку на литературное конфетти «Затейник и фантазер Н.Носов». Ребята познакомились с интересной биографией писателя, совершили путешествие по страницам книг, посмотрели отрывки из кинофильмов. Конечно, не обошлось и без веселых конкурсов. «Нарисуй портрет», «Поэтический – рифма», «Бюро находок», «Грамотей», «Мозаика» и др. В завершении встречи все вместе спели любимую песенку малышей – коротышей «В траве сидел кузнечик».

В начале декабря учащиеся 5А и 7В классов Подгорнской школы пришли в Детскую библиотеку, чтобы стать … учениками старой деревенской школы. Так они отметили день Наума грамотника: по старой русской традиции со дня Наума – с 14 декабря -  начинали учить детей грамоте, именно в этот день деревенских детей отправляли учиться, и этот день считался днём учителя. Сначала ребята немного узнали о самом празднике: о том, как родители провожали детей в школу и о чём они просили учителя, какой наказ давали сыну (ведь девочек в школу тогда не брали). Затем, поделившись на две команды  «Умники» и «Заумники», наши читатели приняли участие в конкурсах-испытаниях (испытаниями в старорусских школах назывались экзамены) за победу в которых получали в этот день вместо жетонов сушки: сколько правильных ответов, столько сушек. Победит та команда, у которой низка сушек окажется длиннее.  Всего конкурсов было девять.  Первое испытание «Загадочное», за ним  следовало испытание «Собери пословицу» (пословицы были разрезаны на две части). В конкурсе «Вопрос – ответ» ребята отвечали на вопросы по сказкам и былинам. В конкурсе «Писари» все попробовали себя в роли древнерусских писцов. Только вместо восковых табличек у нас были пластилиновые. На собственном опыте убедились – труд писцов был нелёгок! В конкурсе «Собери слова»  командам выдали конверты с буквами и лексическим значение двух слов: нужно было собрать эти слова. Самым трудным оказался конкурс «С русского на русский»: встречающиеся в сказках старинные слова нужно было перевести на современный язык. Пришлось делать это со словарём В.И. Даля. После этого конкурс «Зоологический» оказался  очень лёгким: мы называли животных, а ребята отвечали, как называют их детёнышей. Испытание «Арифметическое» вызвало весёлый смех:  решали смешные задачи (из «Задачника» Г. Остера) и задачки с подвохом. В результате каждой игры сушек в каждой команде оказалось примерно одинаково: наши читатели молодцы!

В 2017 г. все встречи в школе творческого чтения «Библионик» были необычны.   С осени прошлого года в детскую библиотеку поступило несколько сотен новых книг – событие довольно редкое для нас. И теперь и библиотекари, и читатели радуются новым изданиям книг прошлых лет, и современным книгам молодых, незнакомых нам авторов.

Мы начали знакомить наших читателей  с новыми книгами путём традиционных обзоров. И убедились в том, что новые книги привлекательны для читателей любых возрастов, даже если они ещё и не очень любят читать.

      А потом решили провести по прочитанным пятиклассниками книгам «Час читательских удовольствий».   Информация о книгах и их авторах, иллюстраторах могла быть в виде презентации, рекламы, рассказа и т. п.  Было,  где разгуляться фантазии каждого! И вот этот час настал!

Книга рождается по-настоящему, когда она прочитана. Когда находит в чьей-то душе отклик, вызывая бурю чувств и эмоций. Жизнь книги зависит от того, как её воспринимают люди. Сопереживают ли героям и событиям, радуются или грустят, перелистывая страницу за страницей, или остаются равнодушными к происходящему. На нашем часе равнодушных не было!  Иногда эмоции переливались через край: и у тех, кто представлял книги, и у тех, кто хотел первым взять понравившуюся книгу!

 Среди представленных  авторов А. Вестли, Ж. Уилсон, И. Колфер, А. Домбровский, Т. Крюкова и др. Удовольствие получили все: и рассказчики, и слушатели. Решили на этом не останавливаться и в ближайшее время, как они сказали, ещё раз почувствовать себя в роли библиотекарей.

Литературная печа-куча – формат для нас совершенно новый. Мы решили предложить его семиклассникам для представления прочитанных ими книг.

 И пусть информация о книгах получилась не совсем в том формате, который предлагался, но каждый  выступающий  приготовил хорошую презентацию с рассказом.   Присутствующие познакомились с книгами  Вл. Крапивина, Д. Емца, Ю. Кузнецовой,  Дж. Лондона, В. Обручева,  молодого писателя М. Самарского.

 «Открой рот» — это чемпионат России по чтению вслух, сокращённо ЧРПЧ. Придуман он был в Новосибирске  19 января 2011 года в книжной лавке «Собачье сердце». «Открой рот» задумывался как вечеринка, где всё подчинено одной цели — сделать людям весело. Первым присоединился Томск, а сейчас уже  несколько десятков городов участвуют  в российском чемпионате.

   Формат простой: участники (читчики)  вытягивают цифру, открывают пронумерованный конверт, достают книгу и без подготовки  1 минуту  читают вслух какой-то отрывок.    Проводятся предварительные и один финальный раунд. Жюри оценивает технику и артистизм выступающего участника по 6-бальной шкале. Наивысший балл — 6, низший — 1.

   По результатам каждого  раунда  определенное количество участников, набравших наименьшее количество баллов, выбывают из борьбы.

   Мы  попытались сделать соревнование-игру, подобное чемпионату, используя для   чтения отрывки из новых книг, поступивших к нам в библиотеку, и назвали нашу встречу - библиоринг по чтению вслух «Открой рот».    1 раунд  - книги российских авторов; 2 раунд – книги зарубежных авторов и 3-ий (финальный) - стихотворения.    Первыми на наше предложение откликнулись шестиклассники. И встреча удалась!  Такой формат знакомства с новыми книгами и возможность испробовать свои силы в чтении вслух совершенно незнакомых отрывков очень понравился и  ребятам, и библиотекарям, и учителям.    Постепенно все шестые, а потом и пятые классы приходили к нам на библиоринг.  И что всегда радует – брали домой понравившиеся книги! 

 В рамках 2011 ШТЧ «Библионик» занятия проводились со   2 - ми и 4  - ми классами. Занятия начали с элементов книги и знакомства с новым журналом «Читай-ка». Ребята должны были, используя элементы книги, сделать ее рекламу. Такое задание им очень понравилось и, впоследствии, на каждом заседании они рекламировали прочитанные  книги. Для членов клуба «Библионик» были подготовлены и проведены мероприятия:

  • Поэтический урок – игра«Стихи, загадки и считалки»;
  • Космический час«Если очень захотеть, можно в космос полететь»;
  • Час фантазии и мечты«Дети в космосе»;
  • Литературный час, посвященный творчеству Е.Чарушина;
  • Познавательная игра-путешествие с элементами театрализации «Аленький цветочек»

На стенде-плакате с девизом ШТЧ «Читаем! Думаем! Играем!», отражаются новости и задания «Библионика».

Занятия литературным творчеством послужили толчком к созданию папки-альбома творческих работ ребят. А творчества у них хватает: это и игры –«Придумай рифму», «Верни слово на место», игра в Детективов ( из ж. «Читайка»), «Придумай заголовок», поэтические мастер-классы, рисунки и т.п.

После  совместного чтения произведения О. Кургузова«Мы пишем рассказ», ребята получили задание: написать рассказ о предмете. Задание было не легкое, но фантазировать можно сколько угодно! И в результате даже сказки сочинили и детектив!

Для поощрения участников были разработаны номинации: «Сочинитель», «Рекламист», «Художник», «Помощник» (ремонт, расстановка книг, участие в массовых мероприятиях библиотеки), «Друг» (книги, журналы в дар библиотеке).